Тема: «Правописание безударных падежных

 окончаний имён существительных

единственного числа»

 

Цели:     1.Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных ,правильно  писать безударные окончания.

                   2.Развивать творческую мыслительную деятельность, кругозор, орфографическую грамотность.

                   3.Воспитывать любовь к природе, животным, чувство взаимопомощи.

 

Ход урока:

-Посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь и садитесь.

-Любите ли вы путешествовать?

-Я приглашаю вас в зимнее путешествие?

Звучит медленная мелодия.

«Закройте глаза. Мы сидим в классе, а за окном зима ,падают ,кружась в лёгком танце, снежинки. Подул ветер. Открылась форточка и залетела к нам в класс  снежинка. Она скользнула по столу и оказалась на вашем лице. Мягкая, невесомая, прокатилась по щеке, носу, правой руке, левой руке, скатилась на пол и боясь растаять, поспешила на улицу, позвав вас за собой в зимний лес.

                 Я приглашаю вас, р…бята, в зимний лес,

                 Где много всяких сказочных ч…дес,

                 Где зам…ла метелица д…роги,

                 Где косолапый мишка спит в берлог….

                 Где в л…дяном дворце ж…вёт сама

                 Красавица волшебница- З…ма».

 

А попадём мы в лес, как только вставим пропущенные буквы.                    (Устно).

-Почему словосочетание « в берлоге» выделено?

Постановка цели:

-Сегодня на уроке мы будем отрабатывать правописание безударных падежных окончаний им.сущ. ед.числа.

 

                 На доске : Иллюстр. зимнего леса

(ватман).

Словарная работа: заяц, олень, сорока,  медведь, лисица, месяц, иней, берёза

-Сильный холод, стужа, при которой вода замерзает и температура ниже нуля.(мороз)

-Этот месяц году начало, а зиме середина (январь)

-На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (декабрь).

                          (Устно)

Составьте по картине сложное предложение.

Какие предложения называются сложными?

-Составьте предложения с однородными подлежащими.

 

      Я попадаю в зимний лес,

     А может просто в сказку,

     Он полон радостных чудес,

     Зимы надел он маску.

-Выпишите словосочетания с сущ в ед.числе.

Попадаю( во что?) в лес(2,В.п)

Попадаю(во что?) в сказку(1скл,В.п)

Надел (что?) маску(1скл,В.П)

Маску(чего?)зимы(1,Р.п)

 

                                 Иду по мягкому ковру,

                                 Зима его соткала

                                 Кусты, деревья все в снегу,

                                 Метель их одевала.

                      - Найдите сущ 3склонения и составьте с    этим сущ предложение к схеме:

 

 

                    Физминутка для глаз:

 

Лежал под белою звездой

Как долька жёлтой дыни…

Был месяц очень молодой,

А вечер синий-синий.

 

Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты

А на них то голубые,

Зелёные и золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты

Брызги света всюду льют!

Это праздничный…….(салют).

 

С неба сонный месяц

Чуду удивляется:

Всё кругом искрится,

Белым ,красным, синим всё переливается

 

Отпоют метели,

Утихнет снегопад.

О зелёном апреле

Сосульки зазвенят.

 

(Красный ,белый, чёрный, золотой, синий, голубой ,жёлый    ,зелёный).

 

-Метели стихли озорные

По окна в снег ушли дома

Надела платья кружевные

На все кустарники зима.

На сосне и на берёзе бахрома.

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

А не распутать ли нам

 Эту пряжу на берёзе и сосне?

                   Иллюстрация № 1.

-А распутаем мы её, правильно определив окончания сущ, составив словосочетания:

                        Идёт по ( тр…пинка)

                        Ст…ит  у( дорога)

                        Подошли к (ель)

                        Б_жит  по (дорожка)

                        Ок_зался в ( опасность)

                        Сияет на (небо)

                        Пахло в ( воздух)

                        Упал на ( земля)

                        Сл…тел с (осинка)

Посмотрите, какие красавицы: берёза и сосна.

Иллюстрация №2

(Иллюстрация берёзы и сосны в снежном убранстве.)

                                  Физминутка:

Убежал куда-то ветер,

Лёгкий ветер в ранний час,

А когда спустился вечер,

Он вернулся, обнял нас.

     Работа с текстом на карточках:(самостоятельно)

                                 1 вариант

Пришла з…ма. На ел…  и осинк… л..жали шапки снега. Вот белка прыгала с ветк… на ветку. Дятел стучал на  в…рхушк… дер…ва своим  кре…ким  клювом. На скатерт… снега сл…ды птиц и зв…рей. По д…рог… к деревн… ехал  на лошад… дядя Егор. Он с улыбкой см…трел  на  р…бят.

                                        2вариант

Как краси… лес после тихого снега! Полюбуйся пуш…стым снегом на яблон…, на сирен…,на дуб…, на  ел… .Вот к норк… проб…жала мыш… . Круглый го… р…бята соседней школы п…м…гают охр…нять лес. Перед новогодним праз…ником дежурят на дорог… . Много кр…савиц сп…сли они от гибел… .

                          Взаимопроверка .

Подведение итогов:

- Ёлка какого ряда краше?

-Понравилось ли вам путешествие?

-Что больше всего  запомнилось?

-О чём бы вы рассказали отсутствующим на уроке?

Д/З: упр. 157