Тема: «Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных
единственного числа»
Цели: 1.Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных ,правильно писать безударные окончания.
2.Развивать творческую мыслительную деятельность, кругозор, орфографическую грамотность.
3.Воспитывать любовь к природе, животным, чувство взаимопомощи.
Ход урока:
-Посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь и садитесь.
-Любите ли вы путешествовать?
-Я приглашаю вас в зимнее путешествие?
Звучит медленная мелодия.
«Закройте глаза. Мы сидим в классе, а за окном зима ,падают ,кружась в лёгком танце, снежинки. Подул ветер. Открылась форточка и залетела к нам в класс снежинка. Она скользнула по столу и оказалась на вашем лице. Мягкая, невесомая, прокатилась по щеке, носу, правой руке, левой руке, скатилась на пол и боясь растаять, поспешила на улицу, позвав вас за собой в зимний лес.
Я приглашаю вас, р…бята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных ч…дес,
Где зам…ла метелица д…роги,
Где косолапый мишка спит в берлог….
Где в л…дяном дворце ж…вёт сама
Красавица волшебница- З…ма».
А попадём мы в лес, как только вставим пропущенные буквы. (Устно).
-Почему словосочетание « в берлоге» выделено?
Постановка цели:
-Сегодня на уроке мы будем отрабатывать правописание безударных падежных окончаний им.сущ. ед.числа.
На доске : Иллюстр. зимнего леса
(ватман).
Словарная работа: заяц, олень, сорока, медведь, лисица, месяц, иней, берёза
-Сильный холод, стужа, при которой вода замерзает и температура ниже нуля.(мороз)
-Этот месяц году начало, а зиме середина (январь)
-На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (декабрь).
(Устно)
Составьте по картине сложное предложение.
Какие предложения называются сложными?
-Составьте предложения с однородными подлежащими.
Я попадаю в зимний лес,
А может просто в сказку,
Он полон радостных чудес,
Зимы надел он маску.
-Выпишите словосочетания с сущ в ед.числе.
Попадаю( во что?) в лес(2,В.п)
Попадаю(во что?) в сказку(1скл,В.п)
Надел (что?) маску(1скл,В.П)
Маску(чего?)зимы(1,Р.п)
Иду по мягкому ковру,
Зима его соткала
Кусты, деревья все в снегу,
Метель их одевала.
- Найдите сущ 3склонения и составьте с этим сущ предложение к схеме:
Физминутка для глаз:
Лежал под белою звездой
Как долька жёлтой дыни…
Был месяц очень молодой,
А вечер синий-синий.
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты
А на них то голубые,
Зелёные и золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты
Брызги света всюду льют!
Это праздничный…….(салют).
С неба сонный месяц
Чуду удивляется:
Всё кругом искрится,
Белым ,красным, синим всё переливается
Отпоют метели,
Утихнет снегопад.
О зелёном апреле
Сосульки зазвенят.
(Красный ,белый, чёрный, золотой, синий, голубой ,жёлый ,зелёный).
-Метели стихли озорные
По окна в снег ушли дома
Надела платья кружевные
На все кустарники зима.
На сосне и на берёзе бахрома.
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
А не распутать ли нам
Эту пряжу на берёзе и сосне?
Иллюстрация № 1.
-А распутаем мы её, правильно определив окончания сущ, составив словосочетания:
Идёт по ( тр…пинка)
Ст…ит у( дорога)
Подошли к (ель)
Б_жит по (дорожка)
Ок_зался в ( опасность)
Сияет на (небо)
Пахло в ( воздух)
Упал на ( земля)
Сл…тел с (осинка)
Посмотрите, какие красавицы: берёза и сосна.
Иллюстрация №2
(Иллюстрация берёзы и сосны в снежном убранстве.)
Физминутка:
Убежал куда-то ветер,
Лёгкий ветер в ранний час,
А когда спустился вечер,
Он вернулся, обнял нас.
Работа с текстом на карточках:(самостоятельно)
1 вариант
Пришла з…ма. На ел… и осинк… л..жали шапки снега. Вот белка прыгала с ветк… на ветку. Дятел стучал на в…рхушк… дер…ва своим кре…ким клювом. На скатерт… снега сл…ды птиц и зв…рей. По д…рог… к деревн… ехал на лошад… дядя Егор. Он с улыбкой см…трел на р…бят.
2вариант
Как краси… лес после тихого снега! Полюбуйся пуш…стым снегом на яблон…, на сирен…,на дуб…, на ел… .Вот к норк… проб…жала мыш… . Круглый го… р…бята соседней школы п…м…гают охр…нять лес. Перед новогодним праз…ником дежурят на дорог… . Много кр…савиц сп…сли они от гибел… .
Взаимопроверка .
Подведение итогов:
- Ёлка какого ряда краше?
-Понравилось ли вам путешествие?
-Что больше всего запомнилось?
-О чём бы вы рассказали отсутствующим на уроке?
Д/З: упр. 157