Главная » Статьи » Мои статьи |
РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Обучение-это общение В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, мобильные, инициативные. В современном образовательном пространстве в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология-это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Доминирующей целью образования становится развитие личности в целом. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построение учебного процесса не столько направлены на личность, сколько идут от личности, от её опыта, запросов, склонностей, способностей. При этом в процессе обучения происходит смещение акцентов на процесс учения, выражающийся в: -в активной самостоятельной познавательной деятельности; -в овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности; -в познании своих индивидуальных особенностей, требующих способов учения, оптимальных для обучающегося. Одна из важнейших задач современной школы - придание позиции обучающегося в учебном процессе статуса субъекта познания. Достижение этой задачи невозможно без формирования ценностных ориентаций через следующие аспекты: -учение приобретает личностный смысл; -свобода выбора и возможность принимать собственные решения; -возможность реализовывать в учебном процессе индивидуальную потребность в творческой деятельности; -оценивание учебных достижений, через собственное оценочное суждение. Использование современных образовательных технологий является ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Главное отличие ФГОС-ориентация на развитие личности младшего школьника на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Системно-деятельностный подход определяет основную педагогическую задачу - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Одним из условий решения данной задачи является внедрение в педагогической деятельности коллективных способов обучения (КСО). Коллективный способ обучения - это такая форма организации учебных занятий, где каждый обучающийся по очереди работает с каждым, выполняя роли обучаемого и обучающего. Каждый участник работает на всех, и все работают на каждого. Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими обучающимися. Технология коллективной формы обучения дает возможность строить учебный процесс в соответствии с зоной ближайшего развития каждого школьника. Способность к обучению других - это дополнительное проявление самостоятельности. Технология КСО предполагает объединение усилий ученика и учителя в обучении. Обучающийся приходит на занятия не только учиться, но и учить других. Каждый вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Технология КСО предполагает применение парной формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Различают несколько видов коллективной работы в парах: -статистическая - пара неизменного состава, долгосрочная и предполагает взаимное расположение обучающихся; -динамическая - пара сменного состава. Возникает при обсуждении одной и той же информации с несколькими партнерами поочередно; вариационная - пара произвольного состава. Компонуется из учащихся, готовых выполнять то или иное задание. Объединяет попарно четырёх обучающихся для выполнения своего задания. После его выполнения и анализа с помощью учителя, осуществляется процесс взаимообучения, в котором участвует каждый участник группы. Первые шаги работы были предприняты на уроках математики в 1 классе при изучении темы «Числа от 1 до10». При изучении состава числа 10 было предложено обучающимся следующее задание: «Положите 10 палочек, разделите их с соседом так, чтобы у каждого палочек оказалось поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как это узнать? Значит, 10=5+5. А теперь разделите палочки так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого. Делаем вывод: 10=1+9; 10=2+8; 10=3+7; 10=4+6». При изучении таблицы умножения и деления каждому ученику предлагается по 10 карточек, на каждой из которых числовое выражение из таблицы, с обратной стороны - значение числового выражения. Дети выступают в роли «учителя» и в роли «ученика». «Учитель» показывает карточку, «ученик» даёт ответ. Карточка с правильным ответом убирается. Если ответ был дан неправильно, её забирает «ученик» для дальнейшей работы. Успех работы группы зависит от работы каждого, поэтому важно научить детей правильно распределять обязанности в группе, упорядочить ее деятельность. Необходимо ввести правила работы, таковыми являются:
Эффективен данный вид работы при изучении таких тем, как «Решение задач на движение», «Закрепление решения уравнений». На уроках обучения грамоте в 1 классе большой интерес вызывает у ребят работа с материалом русского народного творчества. Нравится детям чтение по ролям. Коллективный способ обучения в классе считается продуктивным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним учеником, т. е. когда каждый ученик выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах. Если это происходит не один, а несколько раз, то прочность, глубина и уровень знаний значительно возрастает. Таким образом, при КСО обучающийся, воспринимая и передавая учебную информацию, выступает поочерёдно то в качестве ученика, то в качестве учителя, что обеспечивает её довольно быстрое и основательное усвоение. Работа в отдельной группе ведется по следующим направлениям: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. При использовании в образовательном процессе технологии коллективных способов обучения каждый участник чувствует себя раскованно, работая в индивидуальном ритме. Несмелые, медлительные обучающиеся раскрываются в сотрудничестве со своими товарищами. Как следствие, у обучающихся формируются коммуникативные свойства личности, которые могут стать устойчивыми и позитивно сказаться в будущей профессиональной деятельности, так как у обучающихся в процессе деятельного общения развиваются не только умения говорить, слушать и слышать, понимать и задавать вопросы, но и умения осваивать язык как проявление культуры человека. Однако при организации работы в группах возникает немало проблем: -значительные временные затраты на пропедевтику внедрения КСО как постоянно действующего способа обучения; -методика контроля во всех парах и группах; -психологические особенности детей, вызванные необходимостью общения; - уровень развития когнитивной сферы. Невзирая на трудности, КСО делают урок более интересным, живым, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и контролировать процесс формирования УУД у обучающихся всего класса в условиях классно – урочной системы. Литература Дьяченко В.К. Наука об обучении и образовательные технологии. // Школьные технологии. № 6, 2007. с. 27 – 35 Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., Просвещение, 1991 Литвинская И. Г. Две модификации методики взаимопередачи тем. // Коллективный способ обучении. № 2, 1995. с. 33 – 40. http://ru.wikipedia.org/wiki/Виталий_Кузьмич_Дьяченко http://festival.1september.ru/articles/509294/
| |
Просмотров: 582 | |
Всего комментариев: 0 | |